В Украине представили проект о налогообложении биткоин-операций

Регулирование

Ukraine_generic-min

НКЦБФР Украины представила законопроект, регулирующий налогообложение криптовалютных операций в стране, и обновленный текст закона «О виртуальных активах» («О ВА») с имплементированными нормами европейского регламента MiCA. Документ есть в распоряжении редакции ForkLog. 

Изменения в Налоговый кодекс 

Согласно предлагаемым поправкам, налогоплательщики самостоятельно определяют общий финансовый результат (прибыль или убыток) от операций с ВА. Под этим показателем понимается сумма доходов, полученных от продажи виртуальных активов, уменьшенных на их первоначальную стоимость. 

Если в результате обмена налогоплательщик получил не только ВА, но и денежные средства и/или товары (работы, услуги), первоначальной стоимостью виртуальных активов является их договорная стоимость на момент такого обмена.

Если у налогоплательщика несколько виртуальных активов с разной первоначальной стоимостью, то их продажа осуществляется в порядке в котором они были приобретены.

Продажей виртуальных активов считается:

  • получение за них денежных средств;
  • расчет за приобретенные товары, работы, услуги или обмен виртуальных активов на таковые.

В последнем случае доходом считается как стоимость полученных ВА, так и сумма полученных денежных средств или стоимость полученных товаров.

Обмен одних виртуальных активов на другие, а также иные операции, в результате которых налогоплательщик получает только ВА, не считаются продажей. Аналогично: с первой реализацией или погашением токена электронных денег, токена с привязкой к активам или сервисного токена их эмитентами. Дальнейший доход от таких операций облагается единым налогом аналогично доходу физлиц от осуществления хозяйственной деятельности.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход включается инвестиционная прибыль от операций с виртуальными активами, и не учитывает стоимость ВА, полученных налогоплательщиком вследствие их эмиссии или безвозмездной передачи.

Учет операций с виртуальными активами ведется отдельно от других доходов и расходов и операций с другими инвестиционными активами.

Инвестиционная прибыль от операций с виртуальными активами определяется в момент их продажи.

Отчетным периодом считается календарный год, по результатам которого налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию.

Положительное значение общего финансового результата операций с инвестиционными активами, находившимися в собственности налогоплательщика 365 и менее дней, включается в состав общего годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика и подлежит налогообложению по ставке 18%.

Если общий финансовый результат операций по продаже ВА имеет отрицательное значение, то его сумма переносится в уменьшение общего финансового результата в последующие годы до полного погашения.

Поставщики связанных с оборотом виртуальных активов услуг должны хранить и предоставлять в налоговую службу информацию об операциях граждан с виртуальными активами, размере доходов и расходов по таким операциям.

Поправки в закон «О виртуальных активах»

Закон устанавливает требования по предложению и размещению на рынке:

  • токенов с привязкой к активам — ВА, привязанных к стоимости любого другого объекта гражданских прав или права на таковой;
  • токенов электронных денег — ВА, привязанных к стоимости официальной валюты;
  • иных виртуальных активов — ВА, не относящихся к вышеперечисленным категориям (включая сервисный токен, предоставляющий права требования на передачу товара или услуги).

При этом он не распространяется на ВА, «определенные индивидуальными признаками и являющиеся незаменимыми». Критерии классификации активов утверждает НКЦБФР.

Публичное предложение виртуальных активов, не являющихся токенами с привязкой к активам и токенами электронных денег требует от юрлица оформления маркетинговых объявлений и детального white paper, расписывающего в том числе возможные риски.

Исключение составляют случаи, когда активы раздаются бесплатно, выдаются в качестве вознаграждения за майнинг или стейкинг, касаются сервисных токенов на уже существующий товар или их владелец может обменивать их на товары в ограниченной сети торговых точек.

Токены с привязкой к активам могут публично предлагать авторизованные юрлица и банки. Последние также должны оформить white paper актива.

Эмитенты таких токенов обязаны поддерживать наличие собственных средств в установленном НКЦБФР размере и резервов для обеспечения актива. Кроме того, от них требуют выявлять и предотвращать возможный конфликт интересов. 

Осуществлять публичное предложение токенов электронных денег или подавать заявку на допуск токенов электронных денег к торгам может исключительно эмитент таких виртуальных активов, включая банки, учреждения электронных денег или филиалы иностранного платежного учреждения, обнародовавшие white paper.

Все поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, обязаны проходить авторизацию. При этом они должны располагаться на территории Украины и быть созданы в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью. Минимум один из его директоров должен быть резидентом страны.

Также допускается оказание услуг со стороны юрлица из стран-членов ЕС или государств, входящих в FATF (кроме РФ), при условии прохождения авторизации.

Рассмотрение заявки на авторизацию займет до 40 рабочих дней с момента ее поступления в НКЦБФР. В случае приостановки деятельности эмитента или нарушений с его стороны авторизация может быть отозвана.

Эмитентам токенов электронных денег запрещено начислять проценты на них. При этом организаторы выпуска должны вести учет денежных средств, полученных в обмен на токены. Инвестирование разрешено только в безопасные активы с низким уровнем риска. Не менее 30% денежных средств, полученных в результате эмиссии токена электронных денег, обязаны храниться на отдельном банковском счете. Отчет о каждом токене необходимо подавать в НБУ.

Банкам разрешено предоставлять все виды услуг, связанных с оборотом виртуальных активов. Инвестиционным фирмам для этого потребуется лицензия. Учреждение электронных денег может предоставлять услуги хранения, администрирования и перевода ВА от имени третьих лиц исключительно в отношении выпускаемых им токенов. 

Лицензированные операторы организованного рынка капитала получают возможность работы в качестве торговой площадки для ВА. До начала торгов они должны убедиться в пригодности такого актива и проверить его на потенциальную связь с незаконной или мошеннической деятельностью. Информацию обо всех созданных на платформе ордерах необходимо хранить не менее пяти лет.

Поправки запрещают торговлю с использованием инсайдерской информации и манипуляции рынком. 

Поставщик услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, ответственен за сохранность клиентских средств, включая противодействие операционным рискам и выявление злоупотреблений. Факт причинения материального ущерба владельцу ВА устанавливается судом.

Регулирование рынка, как и в предыдущей редакции закона, сохраняется за: 

  • НКЦБФР в части надзора за поставщиками связанных с оборотом ВА услуг. В его зоне ответственности находятся виртуальные активы, токены с привязкой к активам, а также реестр их эмитентов;
  • НБУ — в части надзора за токенами электронных денег, а также ведения реестра их эмитентов.

В случае выявления противоправных действий со стороны юрлиц-участников рынка НКЦБФР имеет право штрафовать их на сумму, не превышающую двойной размер полученной вследствие нарушения прибыли. Штрафы для физлиц не должны превышать 28 млн гривен (∽$760 000).

Также Комиссия может отстранять любого члена управления поставщика связанных с оборотом ВА услуг, лишать его права голоса в совете директоров и даже требовать его замены.

Отдельные суммы штрафов прописаны для случаев обнародования инсайдерской информации и манипулирования рынка.

Для соблюдений требований законодательства НКЦБФР имеет право проводить плановые и внеплановые инспекции сроком не более 30 рабочих дней (+15 дней при наличии оснований), а также осуществлять контрольные закупки для получения доказательств в рамках расследования.

Прошедшие авторизацию поставщики услуг оплачивают ежегодные взносы на регулирование. Сумма разнится в зависимости от рода деятельности — от 25 000 до 80 000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан

В случае неуплаты взноса поставщик услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, должен оплатить штраф в размере до 100 000 гривен (∽$2710).

Отдельно взимается плата за предоставление административных услуг, ее размер должна установить НКЦБФР.

14 июня нормативные акты обсудят на заседании Консультационного совета по вопросам регулирования виртуальных активов, после чего они будут дополнены с учетом замечаний и комментариев.

Напомним, принятый в сентябре 2021 года закон «О виртуальных активах» не вступит в силу до момента внесения изменений в Налоговый кодекс Украины.

Ранее ForkLog подробно разбирал документ.

В дальнейшем власти заявили о намерении доработать закон с учетом новых европейских правил. При этом на первом этапе власти рассматривают возможность имплементации только базовых норм MiCA.

Оцените статью
Биткоин Блог / и всё о Биткоине